Влияние дорог на развитие города Сухиничи. Орловско-Гжатский тракт.

22.11.2022

Дорога! Есть ли в нашей жизни еще что-либо более интересное, увлекательное и загадочное. Вся наша жизнь связана с дорогами: мы куда-то идем, едем на машине или поезде. Дорога имеет большое значение в экономическом развитии местности. Дороги справедливо можно назвать кровеносными сосудами края. Гужевым, а позже автомобильным транспортом перемещались и перемещается сегодня значительная доля товаров. Во многих городах и селах, расположенных на пути их движения, шумели многочисленные ярмарки. Можно сказать, дорога давала жизнь селам и городам. Умирали дороги, умирали и города на ней.

Давайте разберемся, как же обстояли дела с дорогами в нашем родном районе, и как повлияли дороги на экономическое развитие города Сухиничи.
Сухиничи - небольшой городок Козельского уезда Калужской губернии, образованный в 1840 году (ныне Сухиничский район). Город был экономически развит. Как мы знаем, доходы в городе превышали доходы центрального уездного города - Козельск. Так что же повлияло на развитие города? Ответ прост.

Через Сухиничи проходило несколько дорог, которые повлияли на развитие населенного пункта. Так, одна из них – Козельск – Сухиничи, вторая – знаменитый Орловско- Гжатский тракт.

Почтовая дорога Козельск-Сухиничи. Вот как описывается она в «Военно-статистическом обозрении Российской империи» за 1849 год:

«Пролегает через открытую волнистую местность, пересекаемою небольшими оврагами, через с. Михеево и Татаринцы […] От г. Козельска до г. Сухиничи 30 верст (1 верста – 1,07 км. примеч. автора); в Сухиничах учреждена почтовая станция, на которой полагается 4 лошади.
Дорога большими реками не пересекается; в с. Меховом через р. Жерновку мост до 10 саж. длиною (1 сажень – 2,13 м, примеч. автора); через другие же ручьи и промоины устроены небольшие мосты.
[…] На 11 вер. от г. Козельска, дорога пересекается большим оврагом, внизу которого устроен деревянный мост до 9 саж. длиною; весной в этом овраге бывает глубокая вода, и дня три нет проезда по почтовой дороге и объезжают влево на Красненские дворы».

Описание этой дороги очень похоже с той дорогой, которая соединяет сейчас Сухиничи с Козельском. На пути встречаются те же населенные пункты, какие упоминаются в источнике. Но эта дорога была важна только для почтового сообщения и для местного соединения двух городов. В прочим, она и сейчас соединят два района.

Большое влияние на развитие города повлиял Орловско-Гжатский тракт, который был проложен Петром I в 17 веке. В ноябре 1719 года Петр I издал Указ о строительстве на берегу небольшой речки Гжать пристани, необходимой для переправки товаров из южных и центральных губерний водным путем в Санкт-Петербург. Впоследствии река дала название и городу, и торговому пути к нему. Через леса от Юхнова к Гжатску тянулись длинные караваны подвод, везущих пеньку и пряжу, медь и воск, меха и парусину, табак и муку. В Гжатске тюки перегружались на барки и отправлялись в столицу. Иногда отсюда в месяц уходило до 800 судов.

Тракт (нем. Trakt «большая дорога» от лат. tractus «волочение» от traho — «тащу») — устаревший термин для обозначения транспортной дороги, улучшенной грунтовой дороги, а также вообще большой наезженной дороги (большака), соединяющей важные населённые пункты
По трактам шли регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты. Элементами инфраструктуры тракта помимо почтовых станций были постоялые дворы (трактиры, корчмы и шинки) — придорожные гостиницы с харчевнями. Интенсивное движение способствовало тому, что вдоль тракта появлялись жилища и населённые пункты, что давало толчок развитию городов.

Орловско - Гжатский тракт - это одна из древнейших российских дорог. Тракт соединял город Орел через Юхнов в Калужской губернии с Гжатском (ныне Гагарин) в Смоленской губернии. Своё развитие и торговое значение тракт приобрёл в 18-19 веках, как часть пути, связывающего центральные и южные губернии России с новой столицей – городом Санкт- Петербургом. По количеству проходивших торговых обозов тракт занимал первое место среди основных дорог России в то время.

В этой статье нас интересует дорога, проходившая через современный Сухиничский район. Согласно архивным документам и картам, сохранившимся в Музее Гжатского тракта (Юхновский район) свое начало дорога в нашем районе берет в с. Богдановы Колодези, далее идет на Фролово-Горетово, Сухиничи, затем Алнеры, Уколово, Фролово и на Мещовск. Можно сказать, что современная дорога из Б.Колодезей на Сухиничи, как раз и проложена по Гжатскому тракту, а через город она проходила по современной улице Ленина.

Сухиничи играли большое значение на пути этого тракта. Здесь находился склад всех товаров: разного рода хлеба, сала, пеньки, конопляного масла и тому подобного. Эти товары доставляются из Одоева, Болхова, Орла, Севска, Брянска, Ельца и других городов. А затем, эти товары по перевалке отправляются зимнем путем к Гжатской и Зубцовской пристаням, оттуда же летом «нагрузясь на бараки, отправляются в С. Петербург». По некоторым сведениям, известно, что из г. Сухиничи зимой отправляется более 200 тысяч подвод, обозы по этой дороге идут зимой почти беспрерывно, иногда в два ряда.

В своей книге А. А. Каплин пишет: «[…] в селе Сухиничи закуплено конопляного масла до 15000 бочек, на три миллиона рублей, сала до 1000 бочек на 300000 рублей, пеньки на 40000 рублей, рогож на 50000 рублей, ржи до 50000 четвертей…»

Товары из города Сухиничи в Гжатск перевозятся крестьянами близлежащих селений. Средняя плата за провоз из Сухиничи в Гжатск бывает зимою от 30 до 40 к. с пуда, а в Зубцово от 40 до 50. Эта цена зависит от цены кормов. Известно, что путь от Сухиничи до Зубцова занимал в среднем 10 дней.

Орловско-Гжатский тракт сыграл большое значение. Город Сухиничи по важности транзитной торговли в 1849 году занимал второе место после губернского города. А благодаря тому, что здесь располагался перевалочный пункт, в городе проживало большое количество купцов, проводились крупные ярмарки.

✅
Есть еще один интересны факт о городе, связанный с данным трактом, а точнее с развитием сельского хозяйства. Деревни, которые были расположены близ города, уделяли большое значение выращиванию льна и конопли. Жители для того, чтобы заработать, сеяли семена растений немного больше нужного для домашнего обихода. Пеньку, полученную из конопли, они обделывали большей частью на местах и сбывали разъезжающим по деревням прасолам. Семя продавали в сыром виде или из него делали конопляное масло. Цены на лен доходили до «1 руб. 15 коп. серебром за пуд (1 пуд - 16,38 кг), с поставкой: лен 1 руб. 70 коп, а пенька 1 руб. 35 коп. серебром за пуд, провоз с пуда до 20 коп. серебром»
К сожалению, с появление железной дороги, Орловско-Гжатский тракт потерял свое значение. Со временем уменьшилось количество перевозок по нему. Во время Великой Отечественной войны на дороге и ее окрестностях велись активные боевые действия. Сейчас бывший тракт соединяет местные населенные пункты. Но как мы видим, в 18-19 веке именно он сыграл большую роль в становлении и развитии нашего города.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.01.2023Хочу такой сайт

Дата обновления: 09.01.2023

Дата публикации: 22.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».